Статьи медицинского центра Олимп

Рассеянное подростковое сознание

Полезное
Подростки часто проявляют слабую рассудительность при принятии решений. Ученые уже давно обвиняют в этом тот факт, что их мозг все еще развивается. Новое исследование предлагает другое объяснение: отвлечения формируют вознаграждающее поведение, которое сохраняется даже после того, как сама «награда» исчезла.

У подростков устоялась репутацию людей, которые принимают не очень умные решения. Исследователи обвиняют в этих неудачных решениях незрелость префронтальной коры головного мозга подростка. Это та часть мозга, которая участвует в принятии планов и решений. Но ученые теперь находят ответ, возможно, более простой: очарование наград. Награды, даже небольшие, привлекают подростков больше, чем взрослых.

И, возможно, удивительно, подростки, как правило, продолжают делать то, что они когда-то находили полезным, даже после того, как реальная отдача давно ушла. Оба вывода получены в результате нового исследования, проведенного исследователями из Университета Айовы в Айова-Сити.

Психолог Закари Ропер и его команда работали с двумя группами добровольцев: от 13 до 16 лет и от 20 до 35 лет. Каждый доброволец должен был играть в какую-то игру. Во время фазы обучения компьютер показывал шесть кругов, каждый из которых был разного цвета. Игроки должны были найти красный или зеленый круг. Эти цели имели либо горизонтальную, либо вертикальную линию внутри. Остальные круги имели линии под другими углами. Когда участник находил нужную мишень, он должен был нажать одну из двух клавиш на клавиатуре. Один ключ сообщит, что они нашли вертикальную линию. Другой сообщит, что нашел горизонтальную линию.

Когда доброволец нажимал нужную клавишу, на экране высвечивалась сумма заработанного вознаграждения. Для некоторых добровольцев, зеленые круги при условии большого (10 центов) вознаграждение и красные круги предоставили небольшое (2 цента) вознаграждение. Для других добровольцев суммы были поменяны местами, причем красные кружочки стоили больше. Все остальные цвета не имели награды.

К концу этого обучения добровольцы узнали ценность каждого цвета. Но они не осознавали этого, отмечает Джатин Вайдья из Айовы. Когда ученые спросили игроков о значении красных и зеленых кругов, как подростки, так и взрослые не знали, что цвет круга оказывает какое-либо влияние на то, сколько они заработали во время того или иного испытания.

После того, как эта тренировка закончилась, пришло время приступить к серьезным испытаниям. Ученые сообщили добровольцам, что у них появилась новая цель. Каждый должен был сообщить о направлении линии внутри голубого алмаза. И снова на экране компьютера появились группы из шести символов. Только один из них был бриллиантом. Остальные пять все еще оставались кругами. В некоторых испытаниях один из этих кругов был красным или зеленым. В других испытаниях не было ни красных, ни зеленых кругов.

Новобранцам было дано указание отвечать как можно быстрее. И на этой стадии эксперимента никаких дополнительных денег не заработаешь. Теперь исследователи измерили, сколько времени потребовалось людям, чтобы найти алмаз или бриллиант и записать свои ответы.

Когда на экране не было ни красных, ни зеленых кружочков, и взрослые, и подростки быстро реагировали. Но когда появился красный или зеленый круг, в обоих группах сначала это заняло немного больше времени. Взрослые, однако, быстро перестали обращать внимание на цветные круги. Их время отклика ускорилось.

Подростки реагировали по-разному. Им требовалось больше времени, чтобы ответить, когда появлялся красный или зеленый круг. Их время отклика никогда не ускорялось. Их внимание по-прежнему было приковано к ранее ценившимся кругам - даже несмотря на то, что фигуры больше не приносили никакой награды. Очевидно, красные и зеленые круги отвлекали подростков от их цели.

Команда Роупера сообщила о результатах исследования 10 сентября в журнале Psychological Science.

"Исследование показывает, что внимание подростков особенно привлекает полезная информация”, - говорит Брайан Андерсон. Психолог из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд. Эти данные могут помочь объяснить, почему подростки занимаются рискованным поведением, говорит он.

Некоторые виды поведения, такие как текстовые сообщения или использование социальных сетей, запускают систему вознаграждения мозга. Как только подростковый мозг связывает поведение с этой наградой, он продолжает искать ее снова и снова. Вот почему подростки, скорее всего, выберут вознаграждение в социальных сетях, когда им следует учиться. Или почему они отвечают на сообщения во время вождения.

Как кто-то может преодолеть попытки своего мозга отвлечься? Вайдья предлагает по возможности физически устранять отвлекающие факторы. Выключите телефон во время вождения или отключитесь от Wi-Fi во время выполнения домашних заданий. Когда отвлечения не так легко доступны, будет легче сосредоточить внимание на вещах, которые имеют наибольшее значение. Например, благополучно вернуться домой.