Существует два основных типа воспоминаний: эпизодические (воспоминания о событиях или эпизодах) и процедурные. Когда вы слушали урок математики и в то же время беспокоились о большом письменном задании, которое скоро должно было состояться, у вас формировалось эпизодическое воспоминание. Когда вы научились завязывать шнурки на ботинках, ездить на велосипеде или открывать банку газировки, у вас сформировалось процедурное воспоминание.
Генри Молезон долгое время был известен только как пациент “Х. М.”, чтобы защитить свою личность. Молезон перенес операцию в 1953 году, чтобы контролировать свои эпилептические припадки. Впоследствии он страдал обширной потерей памяти. Он больше не мог формировать определенные типы воспоминаний и не мог вспомнить новые воспоминания. Сохранившийся мозг Молейсона сейчас изучают в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
После операции мозг Молезона больше не мог формировать эпизодические воспоминания. Это объясняет, почему он никогда не узнавал ученых, которые изучали его со дня на день. Этот тип потери памяти также встречается у пациентов с болезнью Альцгеймера. Это возрастное расстройство вызвано потерей функции мозга.
Однако Молезон мог создавать процедурные воспоминания. Такие воспоминания формируются в той части мозга, которая не была затронута во время операции. Милнер вспоминает тот момент, когда она обнаружила, что ее пациент может формировать эти типы воспоминаний, как самый захватывающий в своей карьере. Она дала Молезону карандаш и рисунок звезды с двойной каймой. Тогда Милнер попросила его провести линию вокруг звезды, не выходя за ее пределы. Но Молезону не разрешалось смотреть прямо на звезду на бумаге — он должен был смотреть на ее отражение в зеркале. Называемое зеркальным рисованием, ученые используют эту задачу для проверки двигательных навыков людей (здесь мотор относится к движению). Отражение может ввести в заблуждение глаз, что затрудняет следование действительному образцу.
Милнер разрешила Молезону выполнять это задание 10 раз в день в течение трех дней. С каждым разом ему становилось все лучше. Наконец, на самом последнем испытании он совершенно точно проследил звезду между линиями. Позже ученый вспоминает: "он встал и сказал:" Ну, это забавно — я думал, что это будет трудно, но, похоже, я сделал это довольно хорошо.”
Молезон совершенно не знал, что он уже почти 30 раз выполнял эту задачу. Поэтому он "по праву очень гордился собой", объясняет Милнер. Его способность совершенствоваться до тех пор, пока он не доведет эту задачу до совершенства, доказывала, что он может создавать процедурные воспоминания — даже если он не помнит, как это делал.