Медицинский Центр "Олимп"
Статьи

В погоне за памятью. Часть 5

Измененные воспоминания
Еще одно открытие, поразившее ученых, заключается в том, что прошлые воспоминания часто меняются, становясь другими каждый раз, когда мы их вспоминаем. "Наша память конструктивна", - говорит Дениз Парк. - Мы часто конструируем вещи, чтобы придать смысл воспоминанию, которое вспоминается лишь частично. Один из результатов: то, что мы думаем, что помним, не совсем верно”, - объясняет она. Парк-нейробиолог из Техасского университета в Далласе.

Со временем, когда воспоминания становятся все более расплывчатыми, мы автоматически заполняем пробелы деталями. Хотя эти детали кажутся разумными, они могут быть не совсем точными. Часто, когда мы вспоминаем старое воспоминание, мы слегка изменяем его, а затем храним обратно. Это немного похоже на открытие файла на компьютере, внесение в него нескольких изменений, а затем сохранение его. С возрастом эти изменения происходят все чаще и чаще. Пожилые люди с трудом запоминают детали и время, место или контекст, в котором происходили события. Например, возможно, вы помните, с кем обедали, но не помните, когда и где. Это особенно вероятно, когда определенные участки мозга, включая гиппокамп, сокращаются с возрастом.

Парк изучает стареющий мозг. Она особенно заинтересована в изменениях, которые происходят у людей в возрасте 30, 40 и 50 лет. она считает, что эти изменения мозга среднего возраста содержат важные ключи к тому, почему мозг некоторых людей стареет хорошо, а память снижается быстрее и сильнее у других. Чтобы изучить это, она заглядывает внутрь мозга, используя нечто, называемое функциональной магнитно-резонансной томографией, или фМРТ. Эта технология позволяет ученым наблюдать за тем, что происходит в мозге в режиме реального времени-как, люди учатся, думают и запоминают. Исследователи могут наблюдать, как десятки тысяч нервных клеток загораются каждые несколько секунд, когда человек что-то читает, слушает или смотрит. Эти изображения указывают на клетки, которые были активны и работали вместе. Такие успехи были почти невообразимы, когда Милнер начинала свою карьеру. “В те далекие дни у нас не было хорошего способа заглянуть в мозг”, - говорит она. “Вы только что получили снимок-рентгеновский снимок черепа и формы [больших структур] мозга. Но вы не имели ни малейшего представления о том, что происходит.”

Сегодня, говорит она, визуализация живого мозга трансформирует не только то, как ученые разрабатывают эксперименты, но и то, что они могут узнать о разуме. “Мы можем видеть нормальный живой мозг в действии", - объясняет она. В 1953 году идея сделать это была бы “просто волшебным мышлением.” Ученые надеются, что когда-нибудь можно будет исправить возрастные проблемы с памятью и потери памяти, вызванные болезнью, или вообще предотвратить их. Но сначала они должны получить более полную картину процессов, связанных с памятью и обучением, говорит Мэйфорд. - Пока мы не поймем, как функционирует наш мозг, нам будет трудно понять, как все это происходит неправильно.”